Велогонки
История развития велоспорта в России
В конце 1882 года было организовано первое русское общество велосипедистов, которое начало заниматься проведением спортивных состязаний.
Летом 1883 года уже состоялась первая велосипедная гонка. Она была организована на Московском ипподроме. В последующие годы велосипедные гонки стали проводиться в других городах России. В 1895 году в Риге открывается первая велосипедная фабрика, поставлявшая для покупателей до двух тысяч велосипедов в год. Столько же велосипедов стали производить и московские мастерские. Перед тем как выйти на широкую спортивную дорогу, велосипедисты в России вынуждены были вести многочисленные схватки с противниками двухколесной машины, считавшими, что упражнения на таком аппарате унижают человека, ибо на первый план они ставят не духовное, а физическое развитие.
Постепенно таких недоброжелателей становилось все меньше. Красочные афиши того времени все чаще извещают о гонках на звание первого ездока России, первого ездока Одессы, прибалтийских губерний, Курска, Симферополя, Закавказья, Орла, Иркутска, Донецкого бассейна. Ширится популярность стального коня, растут результаты велосипедистов. Появляются специальные спортивные сооружения для велосипедных гонок — треки. Велосипедисты выходят состязаться на большие дистанции. В 1895 году проводится первая в России шоссейная гонка на 700 км — между Петербургом и Москвой. Зарубежные гонщики убеждаются, что русские быстро овладели тонкостями велосипедного спорта. За границей русские гонщики бьют мировые рекорды и доказывают свою силу в самых различных видах велосипедных соревнований. В 1896 году М. Дьяков устанавливает мировой рекорд в часовой гонке, пройдя 37 верст 213,5 сажени, что на 2 версты выше мирового рекорда француза Э. Батиста. Затем он побивает мировые рекорды на 1,5 и 5 миль, на 1 версту и на 1 км.
На родине древних Олимпийских игр в Греции, около Афин, состоялись первые крупные международные гонки велосипедистов. Гонки проводились на короткие дистанции на треке и на шоссе по легендарной дороге Афины — Марафон. Это уже был не марафонский бег, а марафонская велосипедная гонка.
На рубеже XX века началось все расширяющееся промышленное производство велосипедов. В конструкциях этого времени уже широко применяются пневматические шины, шариковые подшипники, стальные трубы для рам. Используется цепная передача на заднее колесо и механизм свободного хода, позволяющий экономить мускульную энергию ног во время движения велосипедиста по инерции или под уклон.
Улучшение устройства велосипеда дает возможность добиваться все большей и большей скорости. Растет число велосипедных гонок, совершаются дальние пробеги.
Теперь инженеры думают только о совершенствовании велосипеда, облегчении его веса, увеличении прочности и об изяществе внешней отделки.
До революции в России велосипеды делались на фабрике «Дукс» в Москве и «Лейтнера» в Риге, но эти фабрики в основном выпускали велосипеды, собранные из импортных частей. Кроме этих фабрик, сборкой велосипедов занимались и мелкие кустарные мастерские. Из-за границы готовых велосипедов ввозилось незначительное количество. Маломощное полукустарное производство не могло удовлетворить и десятой доли спроса населения. Высокая цена на велосипеды еще больше ограничивала круг людей, пользующихся этой новой машиной. Редко когда велосипед попадал в руки талантливых спортсменов, представителей народа.
В начале этого века в русском велосипедном спорте наблюдается некоторый спад. Бедность спортивных организаций приводит к снижению количества велосипедных соревнований. Некоторые популярные у народа треки продаются с аукциона и сносятся. Другие требуют ремонта и не могут быть использованы для соревнований.
Дело доходит до того, что в 1901 году даже не был разыгран Всероссийский чемпионат, так как не удалось собрать средств, необходимых на его проведение. В отдельных городах, где удается набрать нужную сумму для проведения тех или иных гонок на треке или шоссе, разыгрываются звания первых ездоков этих городов.
Иногда велосипедные состязания устраиваются частными предпринимателями, которые заботятся только о зрелищном характере гонок, заведомо идя на снижение их спортивного значения. Известный гонщик А. Бутылкин, который около десяти лет украшал русский велосипедный спорт, в 1898 году становится цирковым артистом и, разъезжая по городам, демонстрирует на сконструированном им решетчатом треке фигурную езду на велосипеде. С. Уточкин в 1909 году покидает велосипедный спорт и пересаживается на седло мотоцикла, затем берется за руль автомобиля и, наконец, за штурвал самолета.
И. Чудов становится автомобильным гонщиком, рекламирующим машины, поставляемые в Россию из-за рубежа. В декабре 1910 года по инициативе петербургских спортсменов собирается совещание представителей петербургского и московского обществ, где избирается организационный Олимпийский комитет. Этот комитет развертывает активную подготовку для участия русских велосипедистов в гонках на V Олимпийских играх в Стокгольме — самом популярном соревновании того времени.
Для подведения итогов почти двухлетней работы и выявления сильнейших гонщиков в мае 1912 года в Риге проводится шоссейная гонка на 315 км. Двенадцать спортсменов, показавших лучшие результаты, включаются в олимпийскую команду, которая должна защищать честь России в Стокгольме.
Всего за несколько дней до олимпийских соревнований русским гонщикам удалось познакомиться с трассой, идущей вокруг живописного озера Меллар. И вот наступает 7 июля 1912 года. К 12 часам на берегу озера собираются представители от 21 страны — 151 участник и 15 запасных гонщиков.
Каждая национальная команда состоит из 12 человек. Но из всех команд, участвующих в велосипедных гонках, только 8 стран (в том числе и Россия) представили полное количество спортсменов. Эти Олимпийские игры были вторыми после игр 1900 года, в которых принимали участие русские спортсмены.
Старт на 315 км дается индивидуальный, т. е. через каждые две минуты гонку начинает новый участник. Так как участников было много, то один старт длится около пяти часов. Честь русской команды защищали К. Коепке, Е. Рихтер, А. Коепке, А. Апсит, Ф. Бом, Ф. Борисов, И. Пратнек, И. Люен, Я. Букше, С. Пестерев, А. Поло и Я. Еленберг. В программе было обусловлено, что результаты участников включаются одновременно в личный и командный зачеты.
Русские гонщики выступили на этой олимпиаде очень неудачно. Они не добились ни одного призового места. Только один русский гонщик — А. Апсит — закончил дистанцию, завоевав 60-е место. Остальные или не стартовали, или сошли с дистанции, не закончив ее.
Крайне неудачное выступление России на V Олимпийских играх вызвало открытое возмущение широких общественных кругов страны. Это заставило руководителей спорта пойти на проведение российских олимпиад и тем самым хоть как-то исправить свою бездеятельность.
Первая олимпиада была проведена в Киеве в 1913 году, где был сооружен первый в России стадион с трибунами на 10 тысяч зрителей. Среди десяти видов спорта, включенных в программу олимпиады, был и велосипедный спорт. 24 августа 1913 года в Киеве на старт велосипедной шоссейной гонки на 240 верст выходят 15 участников. С интервалом в три минуты друг за другом вступают они в трудную спортивную борьбу. Москвич Н. Волочугин, продемонстрировав огромную выносливость и выдержку, за 10 часов и 6 минут первым заканчивает дистанцию.
В этом же году все любители спорта встречают неутомимого русского велосипедиста Онисима Панкратова, завершившего кругосветное путешествие на велосипеде, во время которого он за 2 года 18 дней проехал 40 тысяч километров. Международный союз велосипедистов награждает отважного путешественника бриллиантовой звездой.
В 1914 году в Риге проходит Вторая Российская олимпиада. В ней участвуют 900 спортсменов из 20 городов. За победу на 250-верстной дистанции борются 50 гонщиков со временем 10 часов 3 минуты. Выигрывает гонку рижанин А. Федоров.
Вся программа олимпиады, включавшая соревнования по 13 видам спорта, была рассчитана на четырнадцать дней, но 13 июля началась первая мировая война, и соревнования были прекращены.
На фронте гибнут Онисим Панкратов и многие другие спортсмены, прославившие русский спорт.
Летом 1917 года проходит последний чемпионат, разыгранный в старой России. Великая Октябрьская социалистическая революция в октябре 1917 года провозгласила новую эру и открыла народу широкие возможности для занятий физической культурой и спортом. В борьбе с интервенцией, в полыхающих пожарищах гражданской войны мужает и растет молодая Советская республика. Спорт становится массовым и народным, служа только благородному делу оздоровления населения.
В апреле 1918 года происходит реорганизация Московского кружка велосипедистов-любителей, пересматривается устав, вносятся изменения в вопросы организации велосипедных гонок. Наступает новая полоса в развитии велосипедного спорта. В разных городах проводятся велосипедные соревнования. Ежегодно разыгрывается чемпионат РСФСР, растет количество занимающихся велосипедным спортом, резко повышаются спортивные результаты. Рекорды живут только от одного соревнования до другого. В таблицах рекордсменов страны появляются все новые и новые имена.
Когда стал стихать пожар гражданской войны, Советское правительство начало думать о массовом производстве этой машины. Фабрика «Лейтнера» была эвакуирована в Харьков, где на основе привезенного оборудования была создана велосипедная мастерская. В 1925 году в Харькове первый в нашей стране велосипедный завод приступил к выпуску велосипедов «Украина». В 1929 году велосипеды начинают выпускать в Пензе. С 1932 года в строй вступает Московский велосипедный завод, оборудованный новейшими станками. Кроме самых распространенных типов дорожных велосипедов, начинается производство легких гоночных машин.
Для испытания прочности «стальных коней» проводятся пробеги на длинные дистанции.
В 1937 году пять советских командиров-пограничников прошли на отечественных велосипедах по сухопутным границам нашей Родины 30 872 километра. Один год и три дня были они в пути. Все машины, участвовавшие в пробеге, с честью выдержали это испытание.
Делаются попытки повысить скорость движения на велосипеде, и предлагается оригинальная конструкция рулепеда, в которой производимое руками и спиной качающее движение руля увеличивает скорость. При этом в продвижении вперед наряду с мышцами ног принимают участие и мышцы туловища. Для испытания рулепедов в 1935 году совершается пробег длиной в 3900 километров из Ашхабада в Москву. Это путешествие было совершено двумя группами: в первой ехали велосипедисты, а во второй рулепедисты. Велосипедисты прошли все расстояние за тридцать семь дней, а рулепедисты за двадцать восемь, то есть на девять суток быстрее. В день первые проходили 137 километров, а вторые — 195 километров. Но все же сложность конструкции не дала возможности войти в жизнь этому интересному изобретению.
Кроме создания рулепедов, пытались повысить скорость путем уменьшения лобового сопротивления, для чего гонщика помещали на велосипеде в полулежачем положении. Появились велокары. Такие велокары были способны развивать скорость значительно большую, чем простые велосипеды, но неудобство при езде не сделало и эту конструкцию распространенной.
Один французский гонщик укрепил на велосипеде сигарообразный обтекатель. Этот обтекатель был сделан из плотной бумаги и приклеивался к специальному легкому каркасу. Гонщик садился на велосипед через дверь и, закрыв ее за собой, мог двигаться. Такой «велосипед-торпеда» развивал скорость до 57 км в час. Это уже была очень высокая скорость.